Обмен опытом

"ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ (УЛО) ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ". Едыкина Яна Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Ремзаводская СОШ»

Стандарты второго  поколения  ставят задачу перед учителем  начальной школы использовать в работе материально-техническое и информационное оснащение в образовательном процессе. Внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса. Поэтому, цель учителя начальных классов - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.

Необходимым условием достижения современных целей начального образования является включение младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность. Использование цифрового учебного оборудования позволяет осуществлять новые подходы в обучении, проводить занятия, соответствующие требованиям современного образования. Внеурочная работа в школе проводится в различных формах, среди которых важное место занимают факультативные занятия и кружки, призванные углублять информационные знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах-информатиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса.

В 2013 учебном году наша школа за счет Комплекса мер по модернизации  получила новое учебное  лабораторное  оборудование: Комплекс  "Цифровая лаборатория" Vernier [3]

Широкий диапазон применений этого программно-аппаратного комплекса реализован за счет датчиков, позволяющих организовать сбор данных самого различного характера.

Датчики, входящие в состав данной цифровой лаборатории:

  • Интерактивный микроскоп
  • Датчик частоты сердечных сокращений (ручной пульсометр)
  • Датчик температуры Go!Temp
  • Датчик содержания О2
  • Датчик расстояния Go Motion
  • Адаптер Go Link

Различные датчики, входящие в состав цифровой лаборатории, позволяют автоматически собирать и обрабатывать данные, отражающие ход эксперимента в виде графиков, таблиц, показаний приборов. Результаты экспериментов, наблюдений сохраняются, возможна видеозапись, фотосъёмка. Использование цифрового учебного оборудования формирует у школьников навык самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрывает творческий потенциал, активизирует работу учащихся на уроке, способствует развитию познавательных, информационных и исследовательских компетенций и делает учебную информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять знание в жизни [1].

         Использование  цифрового учебного оборудования  во внеурочной работе курса «Учусь создавать проект» в 1 классе, для меня предоставляет широкие возможности для реализации данного проекта. Основные «плюсы»: наглядность, доступность, прикладной характер, практическая значимость. Данная  форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а, главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения цифровой техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий [2].

С помощью УЛО, как учитель 1 класса, провожу несложные наглядные эксперименты и опыты.  «Для чего нужны термометры?», «Теплые ли у нас ладони?», «О чем говорит температура тела человека и частота ударов сердца?», «Изучаем состав, свойства поваренной соли», «Соль имеет форму кристаллов?», «Почему кожа человека является защитной оболочкой?», «Зачем нужны поры на поверхности кожи человека», «Из какого материала варежки (перчатки) лучше согреют зимой?» и т. д.

Алгоритм  работы учащихся  выстроен по плану:

  • Выдвижение гипотезы;
  • Обсуждение, какой датчик потребуется для проведения эксперимента;
  • Проведение эксперимент;
  • Фиксирование результатов;
  • Обсуждение результатов;
  • Выводы, рефлексия.

Учащиеся,  выдвигая гипотезы, собирают данные при помощи датчиков, анализируют полученные результаты  для определения правильности гипотезы, учатся находить ответы на вопросы, такие  например,  почему температура ладоней у всех разная, как можно изменить температуру ладоней, можно ли сравнить работу сердца с работой насоса, почему температура в разные сутки времени разная, почему кожа на разных сторонах ладоней разная, чем уникален рисунок пальца каждого человека, почему вещи из шерсти теплее, зачем поры на коже человека и т.д. (рис 1)

Рис. 1 Работа учащихся с оборудованием

Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики (рис 2).

Рис.2 Сбор данных в программе Logger Lite

Применение датчиков Vernier способствует безопасности при проведении занятий. Датчики температуры, подключаемые к компьютерам, дают возможность избежать использования учащимися ртутных или других стеклянных термометров, которые могут разбиться.

Обучающиеся овладевают сп, особами следующих видов деятельности: познавательной, практической, организационной, оценочной и деятельностью самоконтроля.  

Внеурочная деятельность с применением  цифрового УЛО обеспечивает широкую  творческую деятельность учащегося в информационной среде, приобщает детей к творческому поиску, результативность  проектной, исследовательской деятельности повышается, активизируется  мыслительная  деятельность  каждого. Обеспечен положительный  эмоциональный настрой, создание ситуации успеха в современной начальной школе. Очевидно, что цифровое учебное оборудование  - мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в образовательной деятельности.

 

Список использованных источников

  • 1. В.А. Самкова Окружающий мир с FFSTM Начальная школа Методические рекомендации для учителя. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», Москва, 2012
  • 2. В.А. Самкова Окружающий мир с FFSTM Начальная школа Тематическое поурочное планирование. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», Москва, 2012,
  • 3. Vernier Software & Technology, 2009, Основы естественных наук Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем», 2011

Источник  

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=11&ved=0ahUKEwj6isCpv4LNAhUK3SwKHbiCDBk4ChAWCCYwAA&url=http%3A%2F%2Fitschool.gimn74.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F06%2F00089_26_-%25C2%25A6%25D0%25BF-doc.doc&usg=AFQjCNFzyIUbr77QcEqgN6LzMg1uaG1aYQ&sig2=D7hEdI8Y3_ErnWIn3GlYdA&bvm=bv.123325700,d.bGg&cad=rjt

 

Facebook YouTube Вконтакт Flickr