СЦЕНАРИЙ УРОКА "МЕХАНИЗМ ДЫХАНИЯ. ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ". Автор: Хайбулина Каринэ Владимировна, г. Мытищи

 

Номинация: лучшая разработка с цифровой лабораторией AFSTM

Предметная область: биология

Возраст участников: 14–15 лет

Класс: 8

Автор: Хайбулина Каринэ Владимировна

Цели:

  • дать представления о механизме дыхания и жизненной емкости легких;
  • развитие навыков самостоятельной работы учащихся, умения выделять главное, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, использование современные ИКТ в процессе обучения;
  • формирование культуры общения, коммуникативные качества, умение работать в группе;

Задачи:

  • сформировать представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов;
  • продолжить формирование умения проводить простейшие исследования на примере измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха;
  • научить учащихся проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мобильный класс ноутбуков, LABQUEST-2, датчик жизненной емкости легких (спирометр), система интерактивного голосования, инструктивные карточки, карточки для опроса учащихся.

Базовые термины и понятия: дыхательные движения: вдох и выдох, жизненная емкость легких, газообмен.

Демонстрации: интернет-ресурс http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass (органы дыхания и газообмен), демонстрационный эксперимент, программа «Биология человека».

Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесные, наглядные, практические

УУД:

Регулятивные:

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

Поиск и извлечение  информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные:

Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи.

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе; знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью; сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма.

Этапы урока:    

  1. Организационный
  2. Мотивационный
  3. Проверка знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Подведение итогов работы. Рефлексия
  6. Домашнее задание


Ход урока

Организационный этап: подготовить учащихся к работе на занятии (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте!

Учащиеся  приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.

Мотивационный этап: подготовить учащихся  к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока (5 мин.).

Учитель: сегодня на уроке вы продолжите самостоятельную работу в группах, сформированных на предыдущем занятии под руководством консультанта.

Проверку знаний в группах проведут консультанты по инструкциям на печатной основе. При использовании средств ИКТ на уроке помните о технике безопасности.

Учитель: обратите ваше внимание на интерактивную доску.

Учитель демонстрирует фрагмент используя интернет-ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass (органы дыхания и газообмен (10.55–11.50)).

Учитель: чем отличается дыхательные движения у земноводных (лягушки) от движений у млекопитающих животных?

Ученики задумались.

Учитель ставит на кафедру сухой аквариум с лягушкой.

Учитель: прошу вас понаблюдать в течение одной минуты за этим животным.

Учитель:  какие у вас возникли предположения?

Ученик: если понаблюдать за сидящей лягушкой, кажется, что ей не хватает кислорода — так часто колеблется ее горло, у млекопитающих мы этого не обнаруживаем.  Вдох у млекопитающих сопровождается увеличением грудной клетки, а выдох ее уменьшением.

Ученик: анатомическое строение систем и органов, а также и физиология млекопитающих животных имеет более прогрессивное развитие относительно земноводных. У лягушки отсутствует диафрагма и межреберные мышцы, которые помогают совершать дыхательные движения млекопита, ющим.

Ученик: механизм дыхания у них будет осуществляться иначе.

Учитель: на предыдущем занятии вы познакомились с процессом дыхания протекающем в организме человека,  особенностями строения и функциями органов дыхания.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Дыхание». Тема сегодняшнего урока «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких». Открываем тетради и записываем  число и тему занятия «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких».

Учитель: как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

Ученик: изучение механизма дыхания в организме человека.

Учитель: каковы задачи нашего урока?

Ученик: изучить механизм дыхания, сформировать представление о жизненной емкости легких.

Ученик: научиться самостоятельно, работать в группе, использовать средства ИКТ в экспериментальной и исследовательской деятельности.

Проверка знаний (15 мин.)


Скачать подробное описание сценария урока

Скачать презентацию урока

YouTube Вконтакт