СЦЕНАРИЙ УРОКА "ДЫХАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ". Автор: Хайбулина Каринэ Владимировна, г. Мытищи

Номинация: лучшая разработка с цифровой лабораторией AFSTM

Предметная область: биологи

Возраст участников: 14–15 лет

Класс: 8

Автор: Хайбулина Каринэ Владимировна

Цель: дать представление о значении дыхания, развить умение выделять главное, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные качества, умение работать в группе.

Задачи:

  • продолжить формирование представлений о дыхании и его значении для жизнедеятельности организма человека;
  • познакомить учащихся с особенностями строения и функциями органов дыхания человека; со спецификой его голосового аппарата;
  • научить распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы, проводить простейшие эксперименты, проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программно-аппаратный комплекс AFS (датчик содержания О2,  датчик содержания СО2 , датчик звука (микрофон)), LABQUEST-2, система интерактивного голосования, инструктивные карточки, торс человека, муляж "Строение голосового аппарата".

Базовые термины и понятия: дыхание, окисление, бронхиолы, альвеолы, ацинус, легочная плевра, голосовой аппарат.

Демонстрации:  демонстрационный эксперимент,  программа «Биология человека», торс человека.

Тип урока: вводный урок

Методы: словесные, наглядные, практические

УУД:

Регулятивные:

Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания.

Познавательные:

Поиск и извлечение  информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные:

Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи.

Личностные:

  • Сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе;
  • знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью;
  • сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма.

Этапы урока:    

  1. Организационный
  2. Мотивационный
  3. Актуализация
  4. Изучение нового материала
  5. Подведение итогов работы. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Ход урока

Организационный этап: подготовить учащихся к работе на занятии (1 мин.).

Учитель: Здравствуйте!

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель записывает отсутствующих учащихся на уроке в журнал.

Мотивационный этап: подготовить учащихся  к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Показать практическую направленность изучения темы. Разъяснение организации работы на уроке. Предъявление темы урока (3 мин.).

Учитель: Начнем наш урок с небольшого опыта. Над доской висят часы с секундной стрелкой, обратите внимание на время до начала опыта и после его завершения.  Вдохните воздух и задержите дыхание на некоторое время насколько это возможно для вас. Определите период времени, который вы смогли обойтись без дыхания.

Ученики демонстрируют опыт.

Учитель: Какие ощущения у вас возникли?

Ученики: Недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах.

Учитель: Без пищи человек может прожить более 50 дней, без воды — примерно 5 дней, а вот без дыхания — около 5 минут.

Учитель: Дыхание — эта та драгоценная ниточка, которая обеспечивает нам с вами существование на нашей планете. Тема сегодняшнего урока «Дыхание». Открываем тетради и записываем  число и тему занятия «Дыхание».

Учитель: Сегодня на уроке мы:

  • продолжим формирование представлений о дыхании и его значении для жизнедеятельности организма;
  • раскроем особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
  • рассмотрим влияние дыхания на наше здоровье.

Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Учитель:  Что такое дыхание?

Ученик:  Процесс газообмена в результате, которого потребляется кислород.

Ученик:  Совокупность процессов, в результате которых  происходит обмен газами кислородом и углекислым газом.

Учитель: Для того чтобы убедиться в правильности вашего предположения  давайте проведем эксперимент.

Учитель: Для проведения эксперимента мы воспользуемся интерактивной доской, программно-аппаратным комплексом AFS подключенными к нему датчиками содержания O2 и содержания СО2. Нам понадобится пустая биокамера и ассистент.

Учитель: Обратите внимание, на кафедре стоит пустая биокамера. Воздух находящийся внутри нее соответствует по составу атмосферному. В пустую биокамеру размером 250 мл в верхнее отверстие вставляем датчик измерения кислорода, а в нижнее отверстие датчик измерения углекислого газа. Затем запускаем процесс измерения атмосферного воздуха находящегося в биокамере. Значения измерений через систему сбора данных поступают в компьютер. Исследуемые параметры отображаются на экране монитора и интерактивной доске. Данные сохраняем.

Учитель: Далее вынимаем один из датчиков, например измерения углекислого газа из отверстия и попросим ассистента вдохнуть  в камеру воздух на выдохе прошедший через органы дыхания.

Ассистент вдыхает воздух.

Учитель: Затем запускаем процесс измерения воздуха находящегося в биокамере. Результаты обрабатываются.

Данные полученные в результате демонстрации эксперимента наглядно отображается на интерактивной доске.

Учитель: Прошу одного из желающих  прокомментировать  результат.

Ученик: В процессе исследования мы получили следующие данные: концентрация кислорода  атмосферного воздуха находящегося в биокамере (соответственно вдыхаемого воздуха) составляет 20,9%, а в выдыхаемом воздухе 16,3%. Количество углекислого газа содержащегося в камере составляет 0,03%, после проведения опыта — 4,00%.

Учитель: Анализируя результаты проведенного опыта,  какой вывод можно сформулировать?

Ученик: Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что при дыхании осуществляется газообмен, в процессе которого количество кислорода расходуется, а углекислого газа увеличивается.

Учитель: Что же такое дыхание с биологической точки зрения?

Ученик: Дыхание — это совокупность процессов, участвующих в обеспечении организма кислородом и выделении углекислого газа.

Изучение нового материала (30 мин.)

Лекция (10 мин.):

Затем учитель проводит лекцию, которая сопровождается демонстрацией интерактивных плакатов «Биология человека» на интерактивной доске, в процессе которой учащиеся записывают в рабочей тетради конспект по изучаемой теме.


Скачать подробное описание сценария урока

Скачать презентацию урока

YouTube Вконтакт